Во время работы дизельных генераторов происходит постоянное перемещение сопряженных деталей. Поэтому для продления жизненного цикла дорогостоящего оборудования, к коему можно отнести и генераторы российского производства, нельзя забывать о необходимости смазки трущихся поверхностей.

Данная нехитрая операция убивает сразу трех зайцев: снижает энергетические потери на преодоление сил сопротивления, отводит излишнее тепло и уменьшает износ трущихся пар. Втулки цилиндров, поршневые кольца и сами поршни обрабатывают маслом, частицы которого в виде тумана всегда присутствуют в пространстве картера. Большая часть других деталей ДГУ смазывается маслом, подаваемым под давлением.

Следует помнить, что при использовании материалов повышенной вязкости потребуются дополнительные энергетические затраты на перемещение деталей, в связи с чем холодный генератор 10 кВт может испытывать трудности при запуске. Если же смазочные материалы отличаются небольшой вязкостью, то при повышенном давлении они будут вытесняться с трущихся поверхностей, вызывая чрезмерное нагревание и усиленное изнашивание узлов дизеля.

Важными характеристиками масляных смазок являются температуры их застывания (отражают потерю текучести) и вспышки. Чем ниже первый показатель, тем подвижнее смазочный материал при отрицательных температурах наружного воздуха. А чем выше второй параметр, тем меньше степень выгорания в цилиндрах дизельгенератора.

Далее стоит отметить, что количество химических (механических) примесей, присутствующих в маслах для ДГУ, должно быть минимально. Щелочи и кислоты, ввиду своей агрессивности, разъедают смазываемые поверхности, особенно если они выполнены из цветных металлов. А в условиях повышенных температур и присутствия влаги их коррозионная активность возрастает в разы. Что касается механических (смолистых) примесей, то они, вследствие своей абразивности, ускоряют износ трущихся деталей и узлов.

Для улучшения физико-химических показателей смазочных материалов используются антикоррозионные, моющие, окислительные и иные присадки, в состав которых входят жиры и масла растительного (животного) происхождения. За счет таких добавок на смазываемых металлических поверхностях формируются прочные защитные пленки, недоступные для действия кислот (щелочей). Кроме того, под их воздействием образующиеся продукты окисления (коррозии) превращаются в легко смываемые химические соединения. Для минимизации износа трущихся поверхностей следует использовать присадки из органических соединений серы и фосфора.